ГБО — плюсы и минусы газобаллонного оборудования

2

gbo vaz gaz taz maz audi  Стоит ли переводить автомобиль на газ?

Многие задавались и задаются этим вопросом. Газ экономичнее в денежном плане, но как поведет себя авто после длительной эксплуатации в паре с ГБО? Сушит ли гбо двигатель, клапана? Или это все выдумки… Попробуем разобраться вместе с нашей статьей…
На фоне растущих цен на бензин и дизель, многие водители принимают решение установить на свой автомобиль газ.. И неудивительно, так как платить, например, за пропан-бутан можно почти в несколько раз меньше, чем за традиционные виды топлива, не особо теряя в мощности Однако перед тем, как основательно решиться перейти на газ, не помешает взвесить все аргументы «за» и «против».

 

Важный момент: после установки ГБО необходимо заменить техпаспорт. В МРЭО требуется предоставить свидетельство об установке и акт выполненных работ. Эти документы выдает станция, установившая ГБО. Замена техпаспорта обойдется в 500 грн.
Плюсы ГБО

1. Установка ГБО (газобаллонного оборудования) на бензиновые авто не требует какой-либо кардинальной переделки двигателя или топливной системы. Газовый агрегат — это доп. оборудование. После его установки можно использовать как газ, так и бензин.
2. В автомобиле появляется дополнительный топливный бак. Заправив полный бак бензина и 40-90 (в зависимости от размеров баллона) литров газа, можно съездить, например, из Киева в Одессу и обратно, не посещая заправки.
3. Газ меньше загрязняет масло в двигателе. Благодаря этому улучшается и смазка трущихся поверхностей, поскольку масло дольше сохраняет свои свойства. Смесь пропана с воздухом уменьшает образование нагара на рабочих поверхностях поршней и на головке блока цилиндров. Дольше служат свечи, катализатор и лямбда-зонд. Обладая более высоким октановым числом, по сравнению даже с высокооктановым бензином, газ не вызывает детонацию двигателя.
4. Газ экономичнее бензина, как это не странно.

Чем плохо ГБО

1. Газовый баллон утяжелит машину примерно на 25 кг: авто будет медленней разгоняться, хотя если взвесить все реально, то 25 кг никакой роли не сыграют.
2. Для того чтобы вовремя обнаружить утечку газа, в него добавляют одоранты — вещества с неприятным запахом. Таксисты, работающие на машинах с ГБО, отмечают, что клиенты часто жалуются на появление запаха в салоне, но происходить это только тогда, когда есть неисправности в газобалонном оборудовании.
3. В связи с этим, нужно чаще менять воздушные фильтры и обращаться на сервисные станции для устранения утечки. Загрязненный воздушный фильтр также влияет на повышение расхода газа. Через каждые 30 000 км пробега нужно очищать от механических примесей фильтр тонкой очистки газа. А через 1500-2000 км, необходимо сливать маслянистый конденсат из газового редуктора.
В связи с тем, что продукты сгорания газа обладают высокой температурой и не охлаждают клапана, как это делают пары бензина, может наблюдаться прогорание клапанов. Чтобы избежать этого, нужно делать специальную регулировку зазоров клапанов.
4. Пока еще не столь хорошо развита сеть газовых заправок в Киеве и располагаются они в основном на окраинах, также и в самой столице, но реденько так сказать… в основном, на крупных АЗС.

Цена вопроса

Считаем экономию на ГБО

Чтобы понять, сколько удастся сэкономить на топливе, рассмотрим такой вариант. Допустим, наш автомобиль заправляется бензином марки 95 (10,7 грн за литр), расходует 10 л на 100 км и дневной пробег составляет 50 км.

Итого через 30 дней при ежедневном пробеге наши расходы на бензин составят 1605 грн. Несложно подсчитать, что за год эта цифра вырастет до 19 260 грн.

Теперь заправим пропан-бутан (метан используется на тяжелых грузовиках и автобусах). Здесь нужно учесть, что если ГБО монтируется на карбюраторный автомобиль, расход газа увеличится примерно на 20%, по сравнению с бензином. На инжекторных авто (полный инжектор) он может увеличиться всего на несколько процентов.

При цене пропана 6,0 грн за литр мы получим следующие цифры:
газовый карбюратор (при расходе 12 л на 100 км) – за месяц мы потратим на топливо 1080 грн (12960 грн в год);
газовый инжектор (расход 10,2 л на 100 км) –около 900 грн в месяц (10800 грн в год).

Таким образом, годовая экономия на газе составит около 8460 грн… то есть около 1000 долларов. Нужно отметить, что это все же примерные цифры, поскольку по инструкции рекомендуется запускать автомобиль на бензине и затем переходить на газ, а также периодически ездить на бензине во избежание поломок некоторых узлов. То есть небольшой расход бензина будет даже при полном переходе на газ.

Сколько стоит установка
Установка ГБО на карбюраторный или инжекторный легковой автомобиль (украинского, российского производства) обойдется, с учетом работ по установке, в 1750-3000 грн. Цена меняется в зависимости от марки автомобиля, типа его топливной системы, типа устанавливаемого баллона (торроидальный или цилиндрический) и его объема. Примерно столько же будет стоить оснащение авто системой второго или третьего поколения.

Установка газового инжектора 4-го поколения, обойдется дороже. Здесь учитывается количество цилиндров двигателя, объем двигателя, объем баллонов. Цены колеблются в пределах 4400-9500 грн. (для 4-х цилиндровых двигателей). Для 6-8 цилиндровых – 7750-12500 грн. Устанавливается ГБО польского, белорусского, итальянского, голландского производства. Наиболее распространено, пожалуй, итальянское оборудование таких марок как Landi Renzo, Lovato, Stefanelli, Longas.

ГБО окупается примерно за 9-45 тыс. км пробега. То есть за 10 лет можно накопить на новый Daewoo-Lanos. Этому основному преимуществу газовой установки противостоят такие факторы как потеря места в багажнике, добавление небольших хлопот по обслуживанию и эксплуатации. Что перевесит, решать потребителю. Однако, учитывая все преимущества, переход на газ вырисовывается заманчивой альтернативой бензину и дизельному топливу.

Три газовых мифа

Миф 1. При работе на газе двигатель изнашивается быстрее
Правда. Во-первых, октановое число пропан-бутановой смеси — выше или равно 100, и детонационные повреждения двигателя (даже рассчитанного на «девяносто восьмой» бензин) исключаются. Во-вторых, газ, в отличие от бензина, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и цилиндропоршневая группа изнашивается меньше. В-третьих, скорость горения газово-воздушной смеси ниже, чем бензиновой, поэтому ударные нагрузки на поршни, шатуны, коленвал и т.д. меньше, что вызывает увеличение общего ресурса двигателя. Правда, более низкая скорость горения имеет и свои «минусы»: при неправильно отрегулированном угле опережения зажигания (зажигание слишком позднее) возможен перегрев выпускных клапанов, приводящий к их «прогару».

Миф 2. При езде на газе мощность двигателя падает
Правда. Это справедливо только лишь для ГБО 1-го поколения (система «газовый карбюратор»). При использовании оборудования 4-го поколения (распределенный впрыск) мощностные показатели двигателя остаются такими же, как и при работе на бензине. Некоторые специалисты утверждают, что возможно падение мощности до 5%. Даже если это так, то одна изношенная «подтраивающая» (не всегда работающая) свеча — минус десять процентов, однако очень немногие это замечают.

Миф 3. При длительном использовании газовой системы бензиновая топливная аппаратура выходит из строя

Правда. Если не соблюдать предписания по эксплуатации либо доверить установку профанам – то действительно выходит. Если же следовать инструкции и никогда не допускать езды на газе с пустым бензобаком, производить холодный пуск, как и предписано, на бензине и лишь потом переключаться на газ, если «грамотей»-установщик не отключит бензонасос в системе с электрическими форсунками и т.д. – никаких проблем не возникнет. Хотя на сегодняшнее время системы перехода (после прогрева) с бензина на газ полностью автоматические, так что потребителя здесь, как говорится, раздолье по полной программе.